Большинство утверждений, по мнению авторов статьи в СТА очевидных, мне таковыми не кажутся и порождают много вопросов, например, о языках программирования в SCADA-системах. Применение VisualBasic, наверное, неплохо. Но традиционно языком программирования профессионалов является C он обеспечивает более высокие скоростные характеристики, в том числе и при работе с внешними устройствами. Именно поэтому ориентация многих SCADA-систем сделана на С прямо или чаще всего неявно (нельзя требовать профессиональных навыков программиста от разработчиков SCADA-приложений). Так, в SCADA-системе InTouch используется язык скриптов, наращивание функций которого происходит с применением языка С/С++. Или в Citect используется язык Cicode, созданный также на базе C. При этом разработчики подчеркивают, что подобный выбор не случаен и определяется гибкостью и производительностью C.
Сравнение скорости выполнения скриптового фрагмента повергает в недоумение. В SCADA-системах GENESIS32 и iFix используется один и тот же язык VisualBasic. Компиляторы или интерпретаторы для этих языков создавались, несомненно, профессионалами. Имело бы смысл указать, какой режим используется в указанных продуктах компиляции или интерпретации. Но, пожалуй, больший интерес в отношении скриптов представляет анализ механизмов конкурентного и рекурсивного исполнения скриптов, приоритетов в использовании различных типов скриптов. Разработчик SCADA-приложения часто не анализирует, создавая скрипты по различным событиям в приложении, как они одновременно будут исполняться, что, по логике, может приводить к непредсказуемым результатам работы приложения, причем такие результаты на первый взгляд кажутся случайными и поэтому трудно объяснимыми.