Предприятие создается на основе взаимоотношений. Эти взаимоотношения могут быть очень тонкими при различных балансах сил и значимости между участвующими сторонами. Взаимоотношения (взаимосвязи) образуются путем заключения обязательств. Когда водитель въезжает на территорию автозаправки, он берет неявное обязательство перед поставщиком уплатить указанную цену за бензин. Обязательство считается выполненным, как только происходит оплата указанной стоимости.
Как только начинается заправка автомобиля, станция бензозаправки получает право (юридически обоснованное) ожидать от заказчика выполнения его обязательства. Покупка или продажа происходит не в тот момент, когда происходит передача наличности или выполняется обязательство (прекращается его действие). Аналогичным образом после того, как компания получает заказ и соглашается на этот заказ (акцептует его) в устном виде, в письменной форме или путем доставки заказанных товаров, возникает обязательство и происходит переток наличности.
Обязательство, с финансовой точки зрения, предполагает обмен ресурсами, которые имеют денежное измерение. Дружеский обмен связями (гудвилл) или обещание приверженности заказчика к продуктам компании может представлять ценность для компании. Но их нельзя классифицировать как обязательства с финансовой точки зрения1. Кроме того, обязательство должно быть локализовано во времени, т. е. должны быть момент начала действия обязательства и период времени, в течение которого оно действует. И, наконец, обязательство должно быть юридически обоснованным.
Переезд офиса является хорошей проверкой крепости рабочего коллектива. Вы как начальник должны сделать все, чтобы он был как можно менее болезненным для сотрудников.